Современные исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Мас-лоу, Станислав Гроф и др., доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения.

    В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму.

     Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину «титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

     В основе нарушений психоэмоциональной сферы и поведения человека, возникающих в результате родового стресса, лежит искажение их нейроэндокринной картины. Всякое отклонение от естественного развития родовой деятельности приводит к нарушению физиологического гормонального баланса и формированию аномального «гормоностата» в мозгу новорожденного. Возможными последствиями этого являются: искажение моделей поведения, неадекватная реакция на объекты и события окружающего мира, заболевания, имеющие психогенную природу.

      В ходе физиологических родов в организме женщины идет интенсивная продукция таких гормонов, как окситоцин, пролактин, эндорфины, катехоламины, кортизон и кортизол. Определенное соотношение этих гормонов обеспечивает адекватные модели поведения индивидуума. Вследствие некорректного ведения родов или развития патологии родовой деятельности этот баланс нарушается в сторону тех или иных гормонов, что, видимо, приводит к избирательности поведения и появлению симптомов психосоматических заболеваний.

       Например, в периоде раскрытия, пока шейка матки еще закрыта, ребенок находится в ситуации подавленного действия. Продолжительное пребывание в такой ситуации без положительных изменений опасно, поскольку приводит к сдвигу гормонального баланса в сторону гормонов подавления действия. Продуцирование и накопление  в тканях большого количества кортизона является причиной множества отдаленных во времени последствий, таких как угнетение иммунной системы, разрушение функции тимуса. В свое время это может привести к развитию таких психосоматических заболеваний, как гипертония (высокое кровяное давление), язва желудка, аллергия, различные сексуальные расстройства, болезни иммунной системы, колиты, гастриты, онкологические и многие другие заболевания. В формировании того или иного типа психосоматического заболевания играет роль состояние функциональных систем организма во время рождения на момент максимального содержания кортизона, действие которого не скомпенсировано эндорфинами.

       Приведем в качестве примера соответствие между психоэмоциональными расстройствами и аномальными концентрациями некоторых гормонов:

окситоцин — повышенные концентрации во время родов приводят к чрезмерно сильному сексуальному возбуждению, что в дальнейшем может привести к нарушениям сексуального поведения и отсутствию выраженной материнской привязанности или любви к матери;

катехаламины — аномальные уровни гормонов стресса впоследствии могут привести к преобладанию агрессивных установок, садизму и членовредительству;

кортизон — повышение уровня гормонов подавления действия приводит к депрессивным состояниям, клаустрофобии, комплексу тревоги и вины, мазохизму.

    Таким образом, нарушение естественного гормонального баланса, возникающего в ходе физиологических родов, может впоследствии привести к нарушениям в психоэмоциональной сфере, возникновению и развитию психосоматических заболеваний.

По материалами Ж.Цареградской "Ребенок от зачатия до года"